Asset Publisher

2008-08-28 - Его характер выковывался на фронте

(«Мичуринская правда» 28 августа 2008 г.)

Имя Фёдора Алексеевича Баранова хорошо знакомо в нашем городе многим. Почётный гражданин г. Мичуринска, заслуженный врач РСФСР, фронтовик, он вписал немало ярких и памятных страниц в летопись Мичуринска. Более полувека Фёдор Алексеевич отдал работе в системе здравоохранения. По моему глубокому убеждению, он и его супруга Руфина Александровна – врачи от Бога, милосердные, отзывчивые люди, всегда готовые прийти на помощь своему ближнему, интеллигенты и настоящие подвижники. Их вклад в развитие городской системы здравоохранения огромен и неоценим.

29 августа Фёдору Алексеевич исполнится 90 лет. Что и говорить, это памятная жизненная веха, пора человеческой мудрости и зрелости. Для меня Ф.А. Баранов был и остаётся красивым и энергичным, порядочным и целеустремлённым, доброжелательным и обаятельным человеком.

Именно таким он мне запомнился при первой нашей встрече. Было это 9 мая 1970 г., на праздновании 25-летия Великой Победы. Отец тогда взял меня на городской торжественный митинг. Впечатлений, конечно, было очень много. Вокруг – фронтовики, солнечные блики играли на их орденах и медалях, звуки духового оркестра, радость и слёзы вперемешку… После митинга к нам подошёл мужчина, чуть выше среднего роста, на пиджаке – ордена и медали в несколько рядов. Он поздоровался с моим отцом, а потом с улыбкой спросил: «Михаил, это будущий воин подрастает, наша смена?». И пожал мне руку. Поймав мой удивлённый взгляд, отец сказал: «Сынок, это Фёдор Алексеевич Баранов. Настоящий герой – он спас от смерти на фронте тысячи наших бойцов».

Впоследствии мы с ним часто встречались, Фёдор Алексеевич стал для меня очень близким человеком, мудрым и добрым наставником, но та первая встреча запомнилась навсегда. Не помню случая, чтобы Фёдор Алексеевич был зол и раздражителен, напротив, он всегда приветлив, добродушен, говорит негромко, с улыбкой. Беседуешь с ним и на душе сразу становится светло, радостно. От Фёдора Алексеевича Баранова всегда исходят необыкновенная душевная теплота, радушие, доброта. А ещё он – порядочный человек, который не приемлет лжи, лицемерия, подлости. Именно про таких, как Ф.А. Баранов говорят: с ним я готов идти в разведку, он не предаст и не подведёт. На мой взгляд, эти замечательные черты характера присущи тем, чью юность и молодость смертельным огнём опалила война, кто сумел победить в самых кровопролитных и жестоких сражениях коварного и сильного врага – фашистскую Германию. Характер Ф.А. Баранова и его сверстников выковывался на фронте, в боях с отборными фашистскими дивизиями. То был настоящий русский характер, о котором позже написали сотни книг, сняли кинофильмы, поставили спектакли.

Детство Фёдора Баранова пришлось на голодные двадцатые годы. Он родился в 1918 г. в небольшой деревушке Новинки Лычковского уезда, недалеко от Петрограда. Их семья была многодетной, поэтому с сызмальства мальчику пришлось познать все тяготы крестьянского труда. А ещё юный Фёдор видел, как тяжело приходится и его близким, и односельчанам, когда кто-то из них занедужит. Квалифицированной врачебной помощи ждать неоткуда, а пока уездный лекарь доберётся, захворавший мог запросто умереть. Эти детские впечатления глубоко врезались в память мальчика, и он твёрдо решил выучиться на врача и лечить людей, спасая их от смерти. Учился Фёдор прилежно, был помощником своим родителям во всех домашних делах.

Быстро пролетело босоногое детство, миновало отрочество. Позже – учёба в школе. В 1938 г. он поступил в прославленный I Ленинградский медицинский институт им. Павлова. Лекции, семинары, практические занятия в анатомичке… Учёба давалась Ф.А. Баранову легко. Великую Отечественную войну он встретил будучи студентом четвёртого курса. Фёдор Алексеевич вспоминает: «В сентябре 1941 года гитлеровцам удалось окружить Ленинград. Мне, как и другим студентам I Ленинградского медицинского института – добровольцам народного ополчения – довелось видеть, как на защиту родного города поднялся и стар, и млад. Воевать пришлось только два месяца – по приказу представителя Ставки Верховного Главнокомандующего К.Е. Ворошилова студентов-медиков демобилизовали и направили для продолжения учёбы. Фронту требовались квалифицированные врачи. Занимались мы по 8-9 часов, а вечером иногда работали в клиниках. С ноября норму выдачи хлеба сократили до минимума: рабочим отпускали 250 гр. в день, студентам – 125 грамм. Голод усугубили лютые тридцатиградусные морозы… 25 марта 1942 г. по “дороге жизни”, по разбитому льду Ладожского озера, в ночное время под артобстрелами врачи-добровольцы после завершения учёбы в мединституте (и я в их числе) выехали на Волховский фронт в 80-ю стрелковую дивизию, 32-й медсанбат».

Уже через неделю Ф.А. Баранов встал за операционный стол, он напряжённо работал, забывая об усталости и сне, о еде и отдыхе. В глазах, словно в жутком калейдоскопе, раны, кровь, оторванные конечности, опалённые лица и седые волосы совсем молоденьких, безусых солдат. Уже тогда опытные хирурги сказали о нашем земляке: «У него – злотые руки». Вскоре Баранову присвоили звание военного врача 3 ранга, приказ был подписан командующим Волховским фронтом Мерецковым.

Защищая Ленинград, смертью храбрых погибли три брата и две сестры Ф.А. Баранова, они геройски воевали на Ленинградском и Волховском фронтах. Так что у Фёдора Алексеевича был свой личный счёт. И он воевал не щадя ни себя, ни своей жизни, спасал от смерти наших раненых солдат и офицеров. Много человеческого горя и страданий пришлось ему повидать за 900 дней блокады Ленинграда. Какой нужно было иметь характер, какую силу воли, чтобы выстоять и победить.

В мае сорок второго военврач Баранов был назначен начальником медицинской службы 130-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, а через пять месяцев – начальником медслужбы 38-го отдельного понтонно-мостового батальона. Чтобы читателям было понятно, поясню: бойцы этих подразделений всегда находились в самом пекле боёв, они наводили мосты и понтонные переправы, по которым наступали наши войска. Поэтому вражеская авиация и артиллерия постоянно наносили по ним мощные удары.

13 января 1943 г. войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось прорвать блокаду. Через год, 27 января 1944 г., в городе на Неве прогремел артиллерийский салют, известивший об окончательном снятии блокады. Никогда не забыть фронтовику Ф.А. Баранову, как он вместе со своими однополчанами форсировал реки Великую, недалеко от Пскова, Волхов, в районе Кириши. Потери несли огромные. Раненых везли и везли. Военврач Баранов и днём, и ночью не отходил от операционного стола. Кто тогда считал, скольким нашим бойцам Фёдор Алексеевич спас жизнь.

Военные дороги Ф.А. Баранова пролегли через Прибалтийский, Белорусский, Украинский фронты. Победу наш земляк встретил в Австрии. Парадный китель капитана медицинской службы Ф.А. Баранова украшали орден Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда»…

После войны он служил начальником лазарета в пятой Краснознамённой ордена Кутузова Днепропетровской отдельной понтонно-мостовой бригаде. Здесь проявились его организаторские способности, умение сплотить коллектив.

Летом 1948 г. Ф.А. Баранов демобилизовался в Мичуринск. Здесь ему пригодились и богатейший врачебный опыт, и организаторские способности, и высочайший профессионализм. Почти год он работал заместителем заведующего поликлиникой по здравпунктам. 18 апреля 1949 г. приказом по облздравотделу Фёдор Алексеевич был назначен главным врачом Мичуринского противотуберкулёзного диспансера. Нелегко пришлось на первых порах молодому руководителю. В тубдиспансере было всего лишь 30 коек, а требовалось в несколько раз больше. Другой спасовал бы, не стал высовываться, а фронтовик Баранов не побоялся и добился личного приёма у министра здравоохранения СССР и убедил-таки его дать разрешение на строительство нового лечебного корпуса. Целеустремлённости, инициативы, работоспособности Фёдору Алексеевичу не занимать, и в этом вскоре убедились горожане. В послевоенные годы огромные финансовые средства шли на восстановление разрушенных городов и сёл. Поэтому Ф.А. Баранову неоднократно отказывали в финансировании строительства, но он не сдавался. Реконструкция началась лишь в 1959 г. В ту пору Фёдор Алексеевич уже работал заведующим городским отделом здравоохранения. Во многом благодаря его усилиям и настойчивости в 1958 г. была построена Мичуринская детская больница, которую оснастили современным по тем временам оборудованием.

Немало добрых дел на счету нашего земляка, поэтому его авторитет до сих пор высок и непререкаем. В течение трёх десятилетий Фёдор Алексеевич избирался депутатом городского и областного Советов народных депутатов, был бессменным председателем постоянной комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению, а также возглавлял городское научно-медицинское общество.

До 1989 г. Ф.А. Баранов был главным врачом Мичуринского противотуберкулёзного диспансера. В 1971 г. он сумел-таки завершить строительные работы. В итоге – тубдиспансер получил лечебный корпус на 250 коек, поликлиническое отделение с 16 врачебными кабинетами. На протяжении многих лет он делился своим богатым опытом с молодыми коллегами, руководя рентгендианостическим отделением тубдиспансера. Среди мичуринских врачей немало тех, кто по праву может считать его своим наставником.

Не только на фронте, но и в мирной жизни Ф.А. Баранов совершал подвиги, то были самые настоящие, трудовые подвиги. 23 февраля 1967 г. за плодотворную работу по охране здоровья населения, активное участие в научной и общественной жизни Мичуринска и Тамбовщины нашему земляку было присвоено почётное звание «Заслуженный врач РСФСР», позже Министерство здравоохранения СССР наградило его знаком «Отличник здравоохранения СССР». Он часто любит повторять, что высшая для него награда – уважение людей. В 1999 г. Ф.А.Баранову было присвоено высокое и заслуженное звание «Почётный гражданин г. Мичуринска». В этой награде – и его огромный вклад в развитие городской системы здравоохранения, и активная общественная работа, фронтовые и трудовые подвиги нашего земляка.

Вновь мне хочется вернуться к семье Барановых. Мичуринцы бережно хранят светлую память о супруге Фёдора Алексеевича – Руфине Александровне, фронтовичке, заслуженном враче, большой подвижнице. Почти шесть десятилетий они прожили из души в душу, воспитали двух дочерей (одна из них – Наталья Фёдоровна – пошла по стопам родителей и тоже стала врачом, Елена Фёдоровна – инженер-химик), трёх внуков и двух правнуков. Достойная жизнь достойных людей!

Н. Сухоруков

06 October 2022, 21:04
06 October 2022, 21:04