Тамбовское областное государственное
бюджетное учреждение здравоохранения
«Городская больница им. С.С. Брюхоненко г. Мичуринска»

Тамбовская область г. Мичуринск, Липецкое шоссе, д. 26
телефон: +7 (47545) 3 03 15

Особенности травм у детей

Детский травматизм представляет собой большую социальную проблему, в значительной степени определяющую демографические показатели общества и их перспективу. Достаточно сказать, что в структуре смертности у детей в возрасте с 1 года до 15 лет травмы и несчастные случаи составляют в последние годы 59%. Трагичность ситуации усугубляется тем, что от травм погибают практически здоровые дети.

Педиатр нередко оказывается единственным врачом рядом с травмированным ребенком и обязан правильно диагностировать травму, оказать пострадавшему неотложную врачебную помощь, квалифицированно решить вопрос о дальнейшем лечении, месте его проведения и организовать, если это необходимо, правильную транспортировку. Эта ситуация является повседневной для врача, работающего в школе, детском дошкольном учреждении, летнем лагере отдыха детей и т.д. В тех случаях, когда педиатр руководит каким-либо детским учреждением, в его задачи входит организация борьбы с детским травматизмом, как в самом этом учреждении, так и на территории, закрепленной за ним. Этот специалист обязан знать меры профилактики детского травматизма. 

Причины травм у детей, виды повреждений, клиническое течение и, что особенно важно, их последствия существенно отличаются от травматизма взрослых. Эти отличия определяются анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Только на первый взгляд кажется, что детские травмы всегда явление случайное и потому непредотвратимое и неуправляемое. В каждой их них есть виновный взрослый человек, который должен сделать вывод из случившегося и, может быть, всю оставшуюся жизнь отвечать за эту беду перед собой и ребенком. 

Ребенок активно познает окружающий мир. Он смотрит, трогает, щупает, нюхает и даже пробует на вкус. В определенном возрасте ребенок все хочет сделать сам. Достаточного опыта он не имеет и потому совершает ошибки, на которых учится. Изредка его впечатляют и чужие ошибки, но чаще он учится на своих. Задача взрослых людей состоит в том, чтобы удержать ребенка от совершения грубых ошибок, угрожающих его здоровью и даже жизни, организовать набор опыта, приобретение умений и навыков в безопасных игровых ситуациях. В этом заключается одно из направлений профилактики детского травматизма. 

Для каждого детского возраста характерны особые травмы. У детей первого года жизни 98% повреждений составляют бытовые травмы, связанные с недостаточным вниманием родителей, родственников, персонала ясельных групп и больничных палат. В возрастной структуре детского травматизма они составляют небольшую долю (1,0-1,5%), но в структуре смертности детей от травм на них падает до 1/3 летальных исходов. Такие цифры заставили нас прицельно заняться профилактикой этого вида травматизма. Причинами несчастных случаев может быть удушье детей от того, что плотно закрытыми одеялом, подушкой или одеждой оказываются нос и рот малыша, или шею сдавили перекладины ограждений кроватки. В этом возрасте у ребенка легко возникают ожоги от грелки, от горячей воды при купании и подмывании. Ориентируясь на температурную чувствительность собственной кожи, родители забывают или даже не знают, что кожа ребенка более чувствительна и ранима, чем у взрослых людей. Дети могут захлебнуться при торопливом и небрежном кормлении через соску. Широко известны случаи гибели детей от удушья из-за закрытия рта и носа грудью заснувшей при кормлении матери. Чрезвычайную опасность для маленького ребенка представляет алкогольное и наркотическое опьянение родителей. 

В пять-шесть месяцев ребенок начинает самостоятельно переворачиваться со спины на живот. Оставленный без внимания на постели или пеленальном столе, он при этом может упасть с них и получить серьезную травму. 

Со второй половины года дети становятся «орально любопытными»: тянут в рот все, что попадает им в руки. Они вдыхают и заглатывают мелкие предметы (монеты, бусинки, пуговицы), пьют ядовитые жидкости, глотают таблетки оставленных на виду лекарств. 

У детей от одного до четырех лет бытовые травмы составляют 50%, а 3-5% из их случаются в детских учреждениях. Научившись вставать и ходить, дети часто падают из-за несовершенства механизмов поддержания вертикального положения и высокого расположения центра тяжести тела за счет относительно более крупной, чем у взрослых, головы. Падения на полу обычно неопасны, а падение с балконов, из окон, с высоких предметов, на которые забираются дети, могут закончиться трагически. Часто тяжелые повреждения наступают при опрокидывании ими на себя тяжелых предметов и емкостей с горячей жидкостью. 

Подвижностью, любознательностью и неосторожностью характеризуются дети возрастной группы от четырех до семи лет. Они тоже требуют постоянного внимательного контроля со стороны взрослого человека. В этом возрасте ребенок интенсивно исследует окружающую среду. У него большое желание подражать трудовым процессам взрослых, копируя их в игре, этим он обогащает свой личный опыт, порой ценой ошибок и огорчений. Небольшие огорчения не только не опасны, но даже полезны и поучительны, они повышают осторожность ребенка и ответственность за свое поведение. Однако взрослые обязаны уберечь детей от серьезных ошибок – 25% тяжелых и 16% смертельных травм падает именно на этот возраст. 

В школьном возрасте ребенок «осваивает мир» за пределами дома. Игры выносятся на улицу: во дворы, на тротуары, а иногда и на проезжую часть дорог. И потому в этом возрасте преобладает уличный травматизм. Дети хотят видеть себя сильными, ловкими, смелыми. Расширяется их двигательная активность, а вот координации движений и умения контролировать себя недостает. В предупреждении травм у школьников особое значение имеет культура городского быта: исправность дворовых игровых и спортивных площадок, исправность и очистка тротуаров и улиц, грамотность водителей городского транспорта, воспитанность самих детей. От небрежности взрослых, что-то недоделавших на своих рабочих местах, могут зависеть судьбы детей. Дети часто получают травмы на доступных для них строительных площадках, в незакрытых трансформаторных будках, при неорганизованных занятиях спортом. Особое значение в профилактике травм в этом возрасте имеет организация досуга детей в свободное от учебы время, которое составляет до одной четвертой части суток (а в каникулы гораздо больше), в эти часы дети получают 80% травм. 

Примерно две трети случаев детской травмы относятся к легким повреждениям (ушибы, растяжения, поверхностные раны), с которыми детский организм легко справляется. Вместе с тем почти треть травм являются тяжелыми, чреватыми серьезными осложнениями (развитием вторичных деформаций, ограничением подвижности конечностей и т.п.) и даже инвалидностью. На последнее обстоятельство до настоящего времени не обращали достаточного внимания, поскольку вопрос об инвалидности возникал, как правило, через много лет после травмы – с началом трудовой деятельности человека. Удельный вес инвалидности при детском травматизме составляет, по литературным данным, 0,2-0,45%, а ограничение в выборе профессии взрослого человека, зависящее от травмы в детстве, встречается гораздо чаще. Вообще же в структуре инвалидности травмы и ортопедические заболевания в детстве составляют 11,9%. 

Особенность детской травмы заключается еще и в том, что она никогда не является производственной и классифицируется по месту получения травмы как бытовая, уличная, школьная, спортивная и пр. В литературе существуют и другие классификации. Детский травматизм бывает: 

- бытовой – 25-35%; 

- уличный – 25-50%;

- дворовый – до 20%; 

- транспортный – менее 1%; 

- школьный – 11-12%; 

- дошкольных детских учреждений – 3-4%; 

- спортивный – 5-7% (при организованных занятиях спортом – 2-3%, при неорганизованных – 3-4%); 

- акушерский (родовые травмы) – единичные случаи; 

- прочий – 0.4-1,5%. 

Наименее управляемым является бытовой травматизм, в который мы включаем травмы, полученные детьми в жилых помещениях и домах. Его снижение достигается лишь постоянной санитарно-просветительной работой во всех ее формах с родителями детей. Родителей следует просвещать в вопросах профилактики бытовых травм и знакомить с приемами первой медицинской помощи при них.

Профилактика дворовых травм состоит в обустройстве дворов, своевременной уборке их от ненужных предметов, контроле за тем, чтобы были закрыты все крышки водосточных и других колодцев, в оборудовании игровых площадок, в том числе для спортивных игр, обустройстве песочниц, горок и т.д. 

Профилактика транспортного травматизма включает мероприятия по обучению детей правилам уличного движения, обустройство транспортных магистралей, пешеходных и велосипедных их участков. 

Производственные объекты должны быть недоступны для детей: строительные площадки – обнесены заборами и охраняться, трансформаторные подстанции, теплоузлы, люки колодцев тепловых, водопроводных и электрических сетей – быть надежно закрытыми. Должны быть определены должностные лица, ответственные за их состояние. 

Снижение школьного травматизма и травм в детских дошкольных учреждениях определяется безопасной организацией занятий во время школьных перемен, правильным оборудованием лестничных площадок и маршей. 

Профилактика спортивного травматизма определяется максимальной его организацией специалистами, подготовленными в этих вопросах. 

В идеале ни один случай детской травмы не должен быть оставлен без внимания, должен быть определен виновный в ней взрослый человек и приняты исчерпывающие меры по предупреждению подобных происшествий. 

Локализация травм у детей, их клиническая картина, диагностика и лечение имеют свои особенности по сравнению со взрослыми. Переломы костей у детей встречаются реже, чем у взрослых. Это связано с большей эластичностью и гибкостью детских костей, большим количеством в ней эластических и коллагеновых волокон, меньшей минерализацией и наличием толстой, хорошо кровоснабжаемой надкостницы, образующей вокруг кости гибкий амортизирующий футляр. Этими факторами объясняется преобладание у детей переломов костей в виде «надломов» или переломов по типу «зеленой ветки», а также под-надкостничных переломов с сохранением целости надкостницы. Амортизирующий эффект оказывает и богатство эпифизов трубчатых костей хрящевой тканью, содержание которой тем больше, чем меньше возраст ребенка. С другой стороны, у детей встречаются переломы по линии росткового эпифизарного хряща – эпифизиолизы. 

Вывихи у детей встречаются тоже намного реже, чем у взрослых. Большая эластичность и прочность капсульно-связочного аппарата детских суставов объясняет большую частоту так называемых «подвывихов», самым типичным из них является характерный для 2-4-летнего возраста подвывих головки лучевой кости. 

Диагностика переломов у детей труднее, чем у взрослых, и чем меньше возраст, тем больше трудностей. Часто переломы в области метаэпифизов можно диагностировать лишь при сравнении рентгенограмм симметричных конечностей, а для распознания поднадкостничных переломов рентгенограммы иногда следует рассматривать под увеличением.

В лечении детских переломов костей предпочтение отдается консервативным методам. Большая их часть излечивается одномоментной репозицией с последующей иммобилизацией сегмента конечности. Репозицию переломов желательно проводить под общим обезболиванием. Сроки иммобилизации у детей меньше, чем у взрослых, и чем меньше возраст ребенка, там они короче. 

Переломы трубчатых костей у детей имеют свойство к самокоррекции смещений отломков по ширине (чем меньше возраст, тем выраженнее эти способности). Плохо подвергаются самокоррекции угловые смещения, они должны полностью устраняться. Идеального сопоставления отломков, в том числе с применением оперативного вмешательства, требуют внутрисуставные переломы, так как неполное устранение смещения ведет к нарушению функций суставов, причем с возрастом эти нарушения не только не уменьшаются, но даже прогрессируют. Это особенно касается переломов в области локтевого сустава. 

Трудно диагностируются родовые переломы костей. Чаще всего в родах происходит перелом ключицы, плеча и бедра. Переломы ключицы и плеча требуют иммобилизации верхней конечности в повязке Дезо, переломы бедра лечатся вытяжением. Переломы у новорожденных обычно сопровождаются образованием гипертрофированной костной мозоли, которую нередко принимают за костную опухоль. Во всех случаях она рассасывается, и переломы не оставляют следа. 

Ожоговая травма протекает у детей тяжелее, чем у взрослых. Ожоги чаще всего бывают вызваны воздействием на ткани горячих предметов, жидкостей или пламени и относятся к разряду бытовой травмы. Реже они вызываются воздействием электротока или солнечных лучей. Тяжесть течения ожоговой болезни у ребенка определяют, как и у взрослых, площадь и глубина повреждения тканей. Однако одни и те же температурные факторы вызывают у детей более глубокие ожоги, чем у взрослых, в связи с тонкостью, ранимостью и высокой теплопроводностью детской кожи. А гидрофильность мягких тканей детей приводит к большим, чем у взрослых, потерям жидкости через ожоговую поверхность и большей склонности к ожоговому шоку. Чем меньше возраст ребенка, тем выраженнее возрастные особенности анатомии и физиологии кожи, тяжелее течение ожоговой болезни и шире показания для госпитализации его в специализированный детский ожоговый центр. На первом году жизни госпитализируются все дети с ожогами, независимо от их площади и глубины. Это необходимо для ранней профилактики и лечения ожогового шока, клиника которого у малышей смазана, а опасность развития намного больше, чем у старших детей. Дети до трех лет обязательно госпитализируются при наличии ожога второй и более глубокой степени с площадью, превышающей 3% поверхности тела, у дошкольников и школьников – 5%.По глубине поражения кожи ожоги у детей, как и взрослых, делят на четыре степени в соответствии с классификацией. 

Но самыми тяжелыми по степени тяжести являются травмы полученные детьми на дороге. 

Как правило это сочетанные и политравмы, когда имеются повреждения опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговая травма, повреждение внутренних органов брюшной полости и органов грудной клетки. В летний период дети выезжают на дорогу на велосипеде, скутере или играют на проезжей части дороги. Чувство страха и собственной безопасности им не знакомо, а последствия чрезвычайно серьезны. Существует программа по оказанию помощи пострадавшим на дороге, организованы центры по оказанию помощи с дорожной травмой. 

Одной из наших с вами задач является воспитать у ребенка чувство собственной безопасности, инстинкта самосохранения. Энергетика у здорового ребенка очень высокая, а опыта и страха не хватает. Но как тяжело смотреть на страдания ребенка и его родителей, а ведь можно было бы избежать этот стресс, проявись вовремя добросовестное отношение к вопросу безопасности ребенка.  

Врач-детский хирург
Британчук А.В.
 

Печать E-mail

Внимание!  Возможны противопоказания.
Необходима консультация специалиста!