Старые газеты
Материал опубликован:
Обновлён:
«Мичуринская жизнь» 6 марта 2007 г.
Вопрос, быть врачом или композитором, перед Константином Константиновичем Верещагиным не стоял. Судьба распорядилась так, что одно и другое шли параллельно в его жизни, не мешая друг другу. Верещагин родился 18 декабря 1896 года в Козлове-Мичуринскев неприметном особняке на Архангельской (ныне Украинской) улице в семье высокообразованного врача Константина Андреевича Верещагина. Ребёнка с детства окружала атмосфера гуманного отношения к человеку любого ранга. Его отец — любимый ученик великого С. Боткина — за бескорыстное и доброе отношение к больным из неимущих слоев населения был прозван народным доктором. Однако не только этим был знаменит дом Верещагиных. Его хозяин — знаток древних языков и любитель литературы — часто по вечерам собирал у себя любителей изящных искусств. Читали вслух Гомера и других античных поэтов и писателей на языке подлинника. Столь же увлечённо Константин Андреевич относился к музыке.
Желая дать сыну хорошее образование и воспитание, отец отправил его к родственникам в Москву, мальчик стал обучаться в Первой гимназии и брать частные уроки игры на фортепиано. В 1910 году по окончании гимназического курса с золотой медалью Константин поступил на медицинский факультет Московского университета, а через год стал параллельно заниматься на композиторском отделении Народной консерватории при Обществе народных университетов в классе замечательного музыканта Б. Яворского — композитора, пианиста, учёного, автора теории ладового ритма. Успехи в консерватории были настолько велики, что учитель ратовал за вхождение своего ученика в педагогический состав музыкального учебного заведения. Однако этому не суждено было осуществиться. В 1915 году студент-медикбыл мобилизован в армию. В течение трёх лет К. Верещагин выполнял обязанности врача вначале в войсковом лазарете «Золотая орда» Ташкентского военного округа, потом в забайкальской дружине Иркутского военного округа.
После Октябрьской революции Верещагин был откомандирован в родной ему университет для сдачи государственного экзамена. Через год дипломированного специалиста призвали в Красную Армию. Служил младшим врачом в действующих частях Балашовского фронта. Здесь, избежав пуль, не уберёгся от тифа. После госпитальной койки вернулся на службу. Был ординатором эпидемического отряда, эвакогоспиталя, заведующим изолятора в Козлове. С мая 1921 года свои знания и опыт врача Константин Константинович отдаёт родному городу. Одновременно он больше внимания уделяет музыке, принимает участие в любительских концертах. В 1923 году Верещагина назначили заведующим больницей Рязано-Уральскойжелезной дороги, затем поликлиника станции Козлов. С 1926 года он врач-педиатрразличных служб железной дороги.
С открытием в Мичуринске в сентябре 1932 года музыкального техникума его директор А. Харьков пригласил К. Верещагина на должность преподавателя музыкально-теоретическихдисциплин. С этого момента Константин Константинович в полной мере реализует знания, приобретённые в консерватории. Он концертирует как пианист-солист, ансамблист, концертмейстер. Вместе с А. Харьковым, В. Рахманиновым и другими педагогами входит в художественный совет учебного заведения, участвует в разработке планов концертно-просветительскойдеятельности в городе и районе. Кроме этого, активно участвует в подготовке оперных спектаклей, которые ставит музтехникум, увлечённо занимается композицией. 3 января 1932 года в драмтеатре большое впечатление на слушателей произвела трагедийная по характеру музыка «Траурного марша» Верещагина. Он прозвучал в исполнении инструментального квартета. В этом же концерте Верещагин в ансамбле с Платицынм сыграли скрипичную сонату Шуберта. Композиторское творчество музыканта стало особенно плодотворным в 30-егоды. Этому в немалой степени способствовало то, что его сочинения стали звучать не только в Мичуринске. Так, на конференции композиторов ЦЧО [Центральной Чернозёмной области] в Воронеже исполнялись его вокальные и инструментальные произведения. Кроме этого, стимулом для творчества явилось вхождение Верещагина в состав отделения Союза советских композиторов ЦЧО и публикация его «Пляски» для русского народного оркестра в коллективном сборнике «За урожай». Из-подпера мичуринского композитора выходят Первая симфония, симфонические поэмы «Думка», «Беломорканал», музыкальные картины созидательного труда.
В годы Великой Отечественной войны Верещагин два с половиной года провёл на фронте, врачевал раненых. В короткие минуты отдыха склонялся над нотными листами. Они зафиксировали темы песен, наброски Второй симфонии и Скрипичное трио, посвящённые войне. В год Победы мичуринцы чествовали музыканта по случаю 30-летияего творческой деятельности. Тогда же была завершена Вторая симфония.
В последующие годы Константин Константинович продолжал лечить, сочинять музыку. 17 апреля 1948 года на авторском концерте прозвучали мелодически красивая «Камерная сюита для фортепианного трио», другие произведения. Жизнь нашего земляка оборвалась 15 июля 1960 года. Ретроспективный взгляд на его творческое наследие говорит о том, что оно полно жизнеутверждающей энергии.
О. Казьмин