Статьи и памятки
Материал опубликован:
Обновлён:
В настоящее время дорожно-транспортный травматизм является глобальной проблемой. Несмотря на предпринимаемые усилия, в целом мире не отмечается снижение частоты ДТП. Это происходит вследствие значительного роста контингента владельцев автотранспорта и увеличения потребности в нем на фоне отставания в разработке качественной дорожной инфраструктуры, увеличения народонаселения в городах, особенно в крупных, и его растущих нужд. По примерным подсчетам на основании статистических данных, передаваемых странами-членами ВОЗ, летальность при ДТП достигает около 1,2 млн. человек ежегодно, а тяжелые повреждения в результате ДТП получают около 50 млн., что равно численности населения нескольких мегаполисов или даже небольших стран.
Детский травматизм является составной частью общей проблемы дорожно-транспортного травматизма и дорожной безопасности. Гибель детей для общества и государства имеет не только гуманитарное, но и политическое значение, т.к. влияет на показатель детской смертности в целом, который отражает уровень развития и благосостояния страны.
Обстоятельства и механизмы возникновения травм у детей вследствие ДТП весьма разнообразны, спектр поражения органов и систем велик. Прогноз состояния детей зависит от быстроты и своевременности принятых мер. Однако, тяжесть состояния больных и обширность повреждений часто затрудняют диагностику и работу медицинского персонала, особенно на до госпитальном и раннем госпитальном этапах оказания медицинской помощи.
Согласно характеру обстоятельств получения травы можно выделить две группы детей с дорожной травмой: первая — дети пострадавшие в результате ДТП находящиеся в салоне автомобиля и вторая группа — дети, получившие травму в результате наезда автомобиля, т.е. «дети-пешеходы».
В первой группе у пострадавших детей чаще отмечается изолированная черепно-мозговая травма. Реже черепно-мозговая травма сочетается травмой верхних и нижних конечностей, переломами костей таза (травмы опорно-двигательного аппарата). И еще реже тяжелая
черепно-мозговая травма сочетается с травмами внутренних органов. Травма, полученная в салоне автомобиля, по механизму всегда «хлыстовая» травма (повреждение шеи вследствие её форсированного резкого разгибания с последующим резким сгибанием либо, наоборот).
На основании анализа первой группы пострадавших детей отмечается повреждение одного сегмента тела до 60% случаев, двух сегментов тела до 36% случаев, трех сегментов тела до 4% случаев.
Дети первой группы чаще имеют черепно-мозговую травму — до 60% случаев; сочетание черепно-мозговой травмы со скелетной травмой (переломы опорно-двигательного аппарата) до 32% случаев, а сочетание черепно-мозговой травмы, травмы опорно-двигательного аппарата и повреждение внутренних органов, внутренние кровотечения составляют до 8% случаев. Последние случаи это уже тяжелая травма, это дети имеющие шок и находятся в группе риска.
Во второй группе у детей, пострадавших в результате наезда автомобиля, все же чаще отмечается тяжелая сочетанная травма: это тяжелая черепно-мозговая травма в сочетании с переломами верхних и нижних конечностей, костей таза, травмой позвоночника, повреждение внутренних органов, внутренние кровотечения. Эта группа детей чаще имеет выраженный шок. Находятся дети состоянии сопора (глубокое угнетение сознания с утратой произвольной и сохранностью рефлекторной деятельности) или в бессознательном состоянии — коме.
Во второй группе отмечается: повреждение одного сегмента тела около 13% случаев, двух сегментов до 50-52% случаев, трех сегментов до 24% случаев и четырех сегментов около 12% случаев.
В структуре повреждений у детей второй группы изолированная травма составляет около 15% случаев: изолированная черепно-мозговая травма около 6% и изолированные переломы верхних и нижних конечностей около 9% случаев. Сочетанная травма: черепно-мозговая в сочетании с переломами опорно-двигательного аппарата составляют уже до 68-69% случаев. Сочетание тяжелой черепно-мозговой травмы с травмой опорно-двигательного аппарата и травмой внутренних органов составляют до 16% случаев.
Анализ данных выше изложенной статистики указывает, что дети пострадавшие в результате наезда автотранспорта чаще имеют более тяжелую травму. Это дети пребывающие в тяжелейшем шоке.
К сожалению прогноз при тяжелой дорожной травме серьезный, а риски летального исхода высоки.
Британчук В.А., детский хирург